Муниципальное автономное учреждение дополнительного профессионального
образования Петрозаводского городского округа
«Центр развития образования»

Адрес: г. Петрозаводск, Краснофлотская, 31
Телефон: 8 (8142) 70-52-11
Эл. почта: 
inform@dpocro.ru

Итоговое сочинение: темы, критерии оценки, дата проведения и нововведения в 2022 году

22 ноября 2022 г.

 

Уже 7 декабря одиннадцатиклассникам предстоит написать итоговое сочинение, которое является допуском к сдаче ЕГЭ. Рассказываем, что нового появилось в этом году в процедуре проведения испытания.

Ученый секретарь ФИПИ Елена Зинина в рамках онлайн-консультации "На все 100!" рассказала об основных требованиях к итоговому сочинению и особенностях подготовки к нему. Елена Андреевна отметила, что принципиально в этом году ничего не поменялось. Есть лишь небольшие нюансы, которые важно не упустить из виду. 


Говоря о критериях оценивания работы, по словам эксперта, важно понять, в чем школьники свободны, а в чем – нет, в каком случае они должны вписываться в определенные рамки. По мнению Елены Зининой, здесь соблюден баланс в требованиях. Итоговое сочинение проводится уже 9-й год, эта процедура со своей историей. Критерии, по ее словам, крайне мягкие.

В чем несвобода школьников

Школьники должны строго соблюдать объем итогового сочинения. Он определен – ребятам нужно написать минимум 250 слов. Стоит быть разумным в выборе размера сочинения. Уместно вспомнить Достоевского, который полагал, что искусство писать – это искусство вычеркивать. А также Чехова, который считал важным умение говорить коротко о длинных вещах.

Несвобода также заключается во втором требовании: сочинение должно быть написано самостоятельно. На это разработчикам все время приходится обращать внимание. Нередко ребята говорят, что пишут то, что запомнилось из прочитанного на том или ином сайте. Но не следует ориентироваться на готовые сочинения – если итоговое сочинение будет написано практически слово в слово, как сочинение из интернета, у школьника могут быть проблемы. При невыполнении хотя бы одного из этих требований за сочинение в итоге ставится незачет.

Есть и другие критерии. Например, это соответствие темы. Неприятные истории случаются, когда школьники слишком свободно относятся к задаче. В таких случаях ученик идет путем подмены – раскрывает тему, которая ему удобна, а не ту, которая дана. Кроме того, в сочинении учитывают аргументацию и опору на литературный материал – от художественных произведений до научных, публицистических, религиозных текстов.

Когда за итоговое сочинение могут поставить незачет

При четырех условиях школьнику поставят незачет: если сочинение вообще не содержит аргументации; написано без опоры на литературный материал; существенно искажено содержание опорного литературного материала; а также если литературный материал просто упоминается в работе и он "висит" без всякой аргументации. Если получен незачет по одной их данных четырех позиций, то за работу ставится незачет.

Речевые критерии

Зачет необходимо получить хотя бы по одному из следующих трех критериев: качество письменной речи, композиция и логика рассуждения, грамотность. Все критерии, как отметила эксперт, являются довольно лояльными.

Ребята часто проявляют слабость в выполнении этих критериев. Эксперт отметила: тот, кто может похвастаться блистательной речью – уже почти завоевал мир. Непросто писать и без речевых, и без грамматических ошибок, соблюдать логику текста. Такие умения очень ценны.

В чем свобода?

Школьник сам волен выбирать одну из предложенных тем. Он также свободен в выборе пути подготовки, способа раскрытия темы, литературном материале, который используется при аргументации, в том, как организовать написание работы. На ее выполнение дается 3 часа 55 минут.

По сравнению с прошлым годом появился небольшой нюанс. Специалисты идут в плотном взаимодействии с ЕГЭ по русскому языку – там тоже проверяют грамотность. Поскольку в ЕГЭ приняли решение негрубые ошибки не учитывать (они перечислены в методических рекомендациях к ЕГЭ по русскому языку), то они будут допустимы и в итоговом сочинении.

Изменения в итоговом сочинении 2022 года

В этом году поменялись правила формирования комплекта тем итогового сочинения. Эта идея, как отметила Елена Зинина, назревала давно. В прошлые годы комплект тем определялся открытыми направлениями, которые создавались советом по проведению итогового сочинения. Эти понятия определяли структуру комплекта. От каждого направления давалась одна тема сочинения.

Однако все меняется, накопился массив тем сочинения. Поэтому было решено создать закрытый банк итогового сочинения. Темы в комплектах не будут новыми, в них включены уже использовавшиеся в прошлые годы темы. Вместо открытых направлений известна структура самого банка, открыты три раздела, и в каждом разделе – свои подразделы. Закреплены около 1,5 тыс. тем. Таких разделов всего три:

Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека;
Семья, общество, Отечество в жизни человека;
Природа и культура в жизни человека.

Спектр выбора тем в этом году стал шире – до шести тем в каждом комплекте. Образец комплекта размещен на сайте ФИПИ. Непосредственно на сочинении каждый комплект будет сопровожден инструкцией. В ней напоминают о критериях оценивания работы.

Эксперты следят за тем, какие темы пользуются популярностью, а какие выбираются в единичных случаях. Так, школьникам, как правило, интересно писать про этико-нравственные понятия, рассуждать о любви, верности, дружбе, измене, мечте. Редко выбирали темы, которые связаны с рассуждениями о времени, опыте и ошибках.

Ранее сайт ЦРО сообщал, что прошли консультации по русскому языку, математике и обществознанию, а также по географии, информатике и физике, химии, биологии и истории.
 

Справочно:

Пресс-служба Рособрнадзора сообщает, что видеозаписи ЕГЭ-подкаста "На все 100" собрали более 3,5 миллионов просмотров. В этом году с 17 октября по 14 ноября прошло 12 прямых эфиров ЕГЭ-подкаста, посвященных всем предметам, которые сдаются в формате ЕГЭ, а также итоговому сочинению.

Лидерами по числу просмотров стали эфиры, посвященные русскому языку (более 790 тысяч просмотров), итоговому сочинению (более 780 тысяч просмотров), математике  (почти 420 тысяч просмотров) и обществознанию  (более 350 тысяч просмотров). В среднем записи подкастов посмотрели более 280 тысяч раз.

Во время каждого эфира зрители присылали свои вопросы разработчикам экзамена. В среднем за время трансляции задавалось от 40 до 60 вопросов. Большинство вопросов касалось особенностей выполнения отдельных заданий. Также много вопросов было о тематике заданий, особенностях оценивания ответов, организации подготовки к экзаменам, распространенных ошибках.

Видеозаписи всех консультаций доступны на ресурсах Рособрнадзора ВКонтакте, Одноклассниках, Дзен, Rutube и YouTube.

При подготовке публикации использованы сайт "Учительской газеты", Рособрнадзора.

Фото Марии Голубевой

Наверх