Муниципальное автономное учреждение дополнительного профессионального
образования Петрозаводского городского округа
«Центр развития образования»

Адрес: г. Петрозаводск, Краснофлотская, 31
Телефон: 8 (8142) 70-52-11
Эл. почта: 
inform@dpocro.ru

По итогам конференции "Дети Севера-2022" даны рекомендации институтам, ведомствам и специалистам, работающим с детьми

22 ноября 2022 г.

 

В ноябре состоялась традиционная межвузовская научно-практическая конференция "Дети Севера: здоровье, развитие, образование", организованная Институтом педагогики и психологии ПетрГУ при участии Института иностранных языков, Медицинского института, Института физической культуры, спорта и туризма, Института филологии, Генеалогического общества Карелии, Центра генеалогии и истории семей ПетрГУ.

В работе Конференции приняли участие более 350 человек. Это преподаватели высшей школы, руководители образовательных организаций, педагогические работники, психологи, социальные педагоги, представители власти и общественности, студенты. Основными формами работы конференции были пленарное заседание, работа секционных площадок, круглый стол, мастер-классы.

Ранее сайт ЦРО сообщал, что на секции, посвященной дошкольному детству, выступила  старший методист Центра развития образования (ЦРО) Юлия Сергеевна Харма, которая рассказала коллегам об инновационной работе ЦРО с дошкольными образовательными организациями Петрозаводска по принципу Апробационных, Базовых площадок и Ресурсного центра. Презентация, представленная на конференции  комментарии к ней доступны в прикрепленных файлах.

Расширенный формат проведения конференции, отмечают организаторы события, обусловлен повышением интереса к проблемам северного региона России.

В рамках конференции прошла работа 9 секций.

  • На секции "Современные практики психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в образовательных учреждениях северных регионов" (модераторы: Ю.Б.Стельмах, ст. преподаватель кафедры педагогики и психологии детства Института педагогики и психологии, Н.А.Семенова, ст. преподаватель кафедры педагогики и психологии детства Института педагогики и психологии) рассматривались вопросы создания развивающей предметно-пространственной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях, проблемы  психолого-педагогического сопровождения семьи, использования современных технологий в коррекционно-развивающей работе (блогинг, методы сенсорной интеграции, нейроигры, LEGO-технологии, STEAM-практики, интерактивные пособия).


В обсуждении приняли участие более 70 представителей образовательных учреждений Карелии, Мурманска и Мурманской области, Ленинградской области, Калининграда.

  • Секция "Социализация детей в северных регионах России" (модератор Г.В.Макоедова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства ИПП ПетрГУ) объединила 70 участников. Среди них представители  ГБ ДОУ, ФГБУ "Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры, РГПУ им. А.И.Герцена; ФГБОУ ВО "Северо-Восточный государственный университет", ГБУ "Центр психолого-педагогической и медико-социальной поддержки" г.Магадан; МБОУ "Мурманский академический лицей", ФГБОУ ВО "Мурманский арктический государственный университет"; ФГБОУ ВО "Петрозаводский государственный университет".


Были рассмотрены региональные аспекты проблемы социализации детей, представлен опыт практической социально-педагогической и психологической деятельности с детьми в северных регионах России.

  • Секция "Актуальные вопросы современной дошкольной педагогики" (модераторы М.В.Фадеева, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики и психологии детства Института педагогики и психологии; И.В.Александрова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства Института педагогики и психологии) объединила педагогов-практиков, руководителей дошкольных образовательных организаций, представителей МАУ ДПО "Центр развития образования" (г.Петрозаводск), ученых из Ханты-Мансийского автономного округа (Сургутский государственный педагогический университет).


Среди обсуждаемых проблем − статусно-уровневая система сопровождения инновационной деятельности дошкольных образовательных организаций муниципальной системы образования, стратегии и ресурсы взаимодействия образовательной организации и семьи в условиях региона, современные психолого-педагогические технологии работы с детьми дошкольного возраста.

  • Секция "Актуальные проблемы Севера глазами молодых ученых" (модератор О.В. Боденова, старший преподаватель Института педагогики и психологии) позволила осветить проблемы студенческой науки. Обучающиеся из вузов Северо-Западного региона России обсудили проблемы эмоционального благополучия, здоровья, методики воспитательной, логопедической работы с детьми в условиях Севера.

 

  • Актуальные лингвистические и дидактические аспекты преподавания иностранного языка обсуждались в рамках работы секции "Язык и культура в современном образовательном пространстве" (модератор: О.М.Шерехова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков гуманитарных направлений Института иностранных языков ПетрГУ).

 

  • Сложные психологические вопросы, связанные с трудными жизненными ситуациями детей и взрослых, рассматривались на секции "Психологические проблемы детства и юношества в северном измерении" (модератор: Н.О.Дементьева, кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой психологии Института педагогики и психологии ПетрГУ).

 

  • Секция "Современные аспекты образовательного процесса в условиях внедрения обновленного ФГОС начального общего образования" (модератор: C.И.Смирнова, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой теории и методики начального образования Института педагогики и психологии), объединила преподавателей, выпускников и студентов кафедры теории и методики начального образования.


Образовательный потенциал современных технологий обучения, проблемы дидактики, методологические аспекты современного образования и другие актуальные темы рассматривались в рамках работы секции.

  • На заседании секции "Школьные генеалогические студии Карелии" (модератор: О.Ю.Кулаковская, кандидат педагогических наук, доцент ПетрГУ, руководитель Центра генеалогии и истории семей, президент Генеалогического общества Карелии, действительный член Русского генеалогического общества (Санкт-Петербург), член Совета Российской генеалогической Федерации (Москва), член-корреспондент Международной академии генеалогии (Париж)) приняли участие представители  СОШ №35 (г. Петрозаводск) - Школьной генеалогической студии, детской генеалогической студии "Гнездышко" (СОШ и ДОУ п.Деревянка РК), Школьной генеалогической студии СОШ №1, пгт Пряжа РК.


С докладом на секции выступил Любарский Владимир Константинович, Глава администрации Петрозаводского округа, член Генеалогического общества Карелии.

Мероприятия кафедры технологии, изобразительного искусства и дизайна Института педагогики и психологии (зав. кафедрой Т.А.Волошина, кандидат педагогических наук, доцент) вызвали большой интерес у педагогов дошкольных образовательных организаций, студентов, учителей, представителей дополнительного образования, так как были ориентированы на региональное содержание образовательной деятельности. Они включали круглый стол "Успешные практики реализации проектов", заседание секции "Культурный код Карелии" (модератор: Т.А.Волошина, доцент, зав. кафедрой технологии, изобразительного искусства и дизайна Института педагогики и психологии),  проведение 10 мастер-классов, открытие расширенной интерактивной экспозиции народных художественных ремесел Карелии "Сундук невесты".

По итогам проведенных пленарных, секционных заседаний Конференция рекомендует:

  1. Обеспечение устойчивого и динамичного стратегического образовательного партнерства среди образовательных учреждений Северо-Западного и Северо-Восточного регионов России, базирующегося на учете научных направлений деятельности.
  2. Организацию сетевого взаимодействия с образовательными организациями по проблемам здоровья, обучения, развития детей и молодежи, проживающих в северных регионах России.
  3. Уделить особое внимание на возможности опубликования совместных научных работ, заявок на гранты и конкурсы, обменных программ между вузами.
  4. Осуществлять тесное научное сотрудничество в исследованиях северных и арктических проблем здоровья и развития детей и молодежи с привлечением ведущих российских и зарубежных ученых.
  5. Укреплять сотрудничество и тесное взаимодействие между институтами ПетрГУ по разработке совместных проектов в области тематики, заявленной на конференции.
  6. Расширять и укреплять межотраслевые и межрегиональные исследования и деятельность в области подготовки высококвалифицированных кадров.
  7. Расширять тематику студенческих исследований в области актуальных проблем Крайнего Севера.
  8. Разрабатывать и реализовывать программы дополнительной профессиональной переподготовки по проблемам реализации индивидуального психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ для специалистов и педагогов образовательных учреждений РК.
  9. Апробировать, внедрять и распространять современные педагогические технологии, учитывающих специфику развития детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях Арктической зоны.
  10. Повышать качество подготовки обучающихся ПетрГУ с привлечением интерактивных технологий в обучении.
  11. Организовывать на базе Института педагогики ПетрГУ работу постоянно действующего методического семинара (вебинара) для родителей.
  12. Организовывать на базе Центра инклюзивного образования ПетрГУ цикла методических семинаров для педагогов-дефектологов РК по обмену педагогическим опытом работы с детьми с ОВЗ.
  13. Обеспечить создание и пополнение банка методических разработок для педагогов, психологов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью.

    Материал подготовлен с использованием пресс-релиза ПетрГУ
    Фото Марии Голубевой

 

Наверх