Муниципальное автономное учреждение дополнительного профессионального
образования Петрозаводского городского округа
«Центр развития образования»

Адрес: г. Петрозаводск, Краснофлотская, 31
Телефон: 8 (8142) 70-52-11
Эл. почта: 
inform@dpocro.ru

Материал руководителя школьного музея "Память и время" опубликовали в "Учительской газете"

9 января 2023 г.


Любовь Нифантьева – руководитель музея "Память и время" школы №3 Петрозаводска, а также поискового клуба "Север", филолог и краевед. В этом году на Рождественских образовательных чтениях Любови Владимировне вручили награду "За нравственный подвиг учителя". Педагог поделилась, что не ожидала такой высокой оценки, но рада, что ее программа гражданско-патриотического воспитания "С любовью к Отечеству", которая работает уже 26 лет, удостоилась признания. "Значит, путь, выбранный когда-то, был правильным!" – поделилась учительница. 9 января  Любовь Владимировна Нифантьева отметит свой День рождения. 

Публикуем материал педагога, который ранее вышел в "Учительской газете":

... Оглядываясь на прошлые годы, десятилетия, лучше понимаешь ценность сделанного. Очень верно подметил Сергей Есенин: «Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянье». Так и наш проект «Память и время», несмотря на 16 лет своего существования, не утратил ни привлекательности, ни актуальности! Лично я уже счет потеряла, сколько поколений участвовало в проекте! Скажу о главном, что позволяет ему быть долгосрочным. Конечно, это педагоги, преданные своей профессии, готовые ради своих питомцев на многое. Ведь ездим за собственный счет, сразу по приезде бегом на уроки. А сколько времени тратится на подготовку выступлений! Но верим, что наши усилия не впустую, что все, что делаем, во благо воспитания гражданина своей страны!

Именно уникальность и эффективность нашего проекта заставляют меня снова и снова рассказывать о нем своим коллегам по музейному цеху, с тем чтобы они использовали наш опыт в своей деятельности. А теперь по порядку.

Толчком для его появления послужила многолетняя дружба с московской школой №188 в Самотечном переулке и с питерским лицеем №299. С москвичами нас объединили общая тема школьных музеев – оба посвящены радистам Великой Отечественной войны – и «Московские шиповки юных», которые ежегодно проводил Московский комитет радистов-партизан. Впервые такие соревнования организовали в 1981 году в манеже Дворца детского спорта Ждановского района столицы. Их инициатор – Совет радистов-партизан Московского отделения Советского комитета ветеранов войны – организовал соревнования для тех детей 10-13 лет, кто из-за своего возраста не попадал на мероприятия, проводившиеся спортивными организациями. Совет радистов-партизан и Федерация легкой атлетики Москвы учредили специальные призы для награждения победителей. Ветераны, в прошлом радисты, придумали очень интересную форму патриотического воспитания для ребят: легкоатлетические соревнования, посвященные героям-радистам, которые погибли в войну. Состязания проходили в Москве, на стадионе ЦСКА. На них приглашались делегации школ, которые носили имена радистов-героев.

А поскольку мой пионерский отряд носил имя радистки Любови Тумановой, то мы с 1986 года ежегодно становились участниками этого замечательного события. Представьте себе: неделя в Москве, заполненная самыми разнообразными делами. Первые три дня спортсмены-легкоатлеты со всей Московской области прыгали, бегали, а мы, представители российских школ, сидели на трибунах и болели за ребят. Хорошо помню торжественное начало «Шиповок»: построение спортсменов на закрытом стадионе, шеренга ветеранов при медалях и орденах и шествие с флагами по стадиону. На трибунах мы, как правило, сидели не целый день. Состязания начинались, а мы, школьные делегации, поднимались с ветеранами в конференц-зал и отчитывались перед Московским комитетом радистов-партизан о своей работе. Коллективы прибывали отовсюду: Молдавия, Украина, Белоруссия, Латвия, Эстония, а также Германия, Польша. Каждая делегация привозила приз своей героини, который выставлялся рядом с ее портретом. Мы участвовали вместе с ветеранами в награждении спортсменов. Наш приз увозился каким-либо победителем. Кроме того, ребята по очереди стояли в почетном карауле у портретов героев. Информация о наших школах и героях время от времени звучала на весь стадион.

Делегации следопытов посещали московские школы, обменивались опытом, участвовали в соревнованиях, встречались с ветеранами, знакомились с достопримечательностями Москвы. Так, например, мы с ребятами впервые побывали в Большом театре, в Мавзолее, на ВДНХ и в других интересных местах.

Благодаря «Шиповкам» мы разыскали многих карельских радистов-партизан, начали переписку. Потом, когда мы организовали у себя Всесоюзный следопытский слет в 1989 году, они стали нашими лучшими гостями. Мы подружились со многими школьными музеями, лучше узнали столицу. С 1986 года мы также самые активные участники всесоюзных следопытских слетов, которые опять же организует Московская секция радистов-партизан. Следопытские слеты – важнейшая страница истории нашего клуба. Где только не довелось побывать нашим ребятам! Минск, Слоним, Киев, Саратов, Закарпатье, Молдова – места, где проходили слеты и встречи. Как-то во время телепередачи журналист молодежной программы Олег Чупин спросил ребят: «Что вас привлекает в поисковой деятельности?» Дима Вуоримаа ответил за всех: «Общение. Общение с ребятами, нашими сверстниками, общение с ветеранами. Ведь мы привыкли обычно слушать рассказы участников войны с трибуны, а во время слетов мы вместе поем песни в автобусе, вместе идем по старым партизанским тропам. Вот такое живое, а не казенное общение нам по душе. Никогда не думал, что с ветеранами можно дружить, пока сам не испытал этого».

А всего на карельской земле было проведено три следопытских слета: два на базе нашей школы и один на базе 7‑й соломенской школы. Как показала жизнь, слеты и «Шиповки» – прекрасная форма патриотического воспитания. Трудно оценить то, что дала нам дружба с Московской секцией радистов-партизан! Мы с ребятами бесконечно благодарны московским ветеранам, с которыми нас связала крепкая дружба: Владимиру Федоровичу Гужову, Виталию Александровичу Анцыгину, Алексею Васильевичу Лебедеву, Андрею Ивановичу Милюкову.

Таким образом, мы видим, что слеты – это старая, но необычайно эффективная форма работы. Потом я начала приглашать в поездки дружественные нам школы Петрозаводска. Далее, с 1998 года, мы стали дружить с петербургским лицеем №299.

2000‑е годы были трудными для нас, что связано с изменениями в стране. В России стремительно трансформировались приоритеты: мы теряли свою духовность, нравственные ориентиры. Сложнее становилось работать с детьми, их перестало привлекать то, чем горели предыдущие поколения. Многим общение с компьютером заменило все. Дети стали прагматичными, родители перестали помогать школе вообще. Нужно было перестраиваться и искать новые формы работы. Вот тут и возникла идея долгосрочного проекта, скрепленного соглашениями между школами. В 2006 году мы, педагоги пяти учебных заведений, будучи в Санкт-Петербурге, сели и написали программу проекта на три года. Инициатива объединила музееведов Петрозаводска, Санкт-Петербурга, Москвы, Костомукши. Своей цели – создание комфортных условий для формирования гражданственно-патриотической позиции учащихся – она достигла, и сегодня мы убеждены в ее результативности и востребованности. Подобные возможности как раз и заложены в проекте: ежегодные семинары, конференции, слеты юных исследователей истории Отечества, историко-краеведческие чтения, вахты памяти, летние поисковые лагеря, которые проводятся в разных городах, регионах. Ребята получили прекрасный стимул для занятий научно-исследовательской работой: ведь каждая новая поездка требует специальной подготовки, нового сообщения, доклада. За 16 лет существования проекта апробировано более 15 форм работы: семинары, слеты, экскурсии, поисковая работа, конференции, круглые столы, мастер-классы, образовательные экспедиции, совместные мероприятия с культурно-музейными центрами, встречи с ветеранами военных действий, создание творческих проектов и исследовательских работ на основе поисковой работы, экспедиции по увековечению памяти погибших в войнах (установка памятных знаков и информационных щитов), вахты памяти, игры (геокешинг) и тренинги.

На сегодняшний день основной формой работы проекта стал слет юных исследователей истории Отечества. Участниками мероприятия стали образовательные организации Петрозаводска, Москвы, Петербурга, районных школ Карелии. Вот лишь некоторые итоги по проекту, который развивается уже 16 лет (2006-2022 гг.). За это время проведено 30 слетов разной тематики: «Дети войны», «Поэты Серебряного века», «Блокада Ленинграда», «Война у каждого своя», Пушкинский слет, «Кижи – жемчужина Карелии», «История проекта». Самое большее в год – четыре слета (так было 2009 г.), но, как правило, проводим два. За эти 16 лет подготовлены 60 докладов, 25 композиций, 10 видеофильмов. Да здравствуют проект «Память и время» и ΧΧΧ слет, который состоялся на осенних каникулах в Москве!

Наконец-то после нескольких лет затишья мы, участники проекта, смогли встретиться на слете, посвященном истории нашего уникального гражданско-патриотического события. Гордимся тем, что когда-то именно наша школа, клуб «Север» стали создателями этого замечательного проекта «Память и время». На ΧΧΧ слет собрались девять музейных делегаций из трех регионов России: Карелии, Санкт-Петербурга и Москвы!

Ранее "Учительская газета" опубликовала интервью с педагогом в №22 от 31 мая 2022 года.

 

Наверх