Врач, педагог, писатель, публицист и общественный деятель. Януш Корчак (настоящее имя Генрик Гольдшмидт) родился 22 июля 1878 либо 1879 года в Варшаве. Погиб 5 или 6 августа 1942 года в Треблинке. Публикуем авторский текст из Интернета с биографическими сведениями о педагоге, а также списком его опубликованныых работ.
Детство и юность
Его прадед был стекольщиком, дед — врачом, а отец — Юзеф Гольдшмидт — известным варшавским юристом. Корчак, польский еврей, причислял себя к обоим народам.
В возрасте восьми лет Генрик начал учебу в школе им. Августина Шмурло в Варшаве. Затем учился в гимназии в варшавском районе Прага, где обучение проходило на русском языке. Школу он сильно не любил, учился посредственно, один раз даже остался на второй год. Зато интересовался литературой, которой посвящал все свободное время. Юность Генрика проходила в тяжелых условиях: его отец несколько лет страдал психическим заболеванием. После смерти отца в 1896 году молодому Гольдшмиту пришлось давать частные уроки, чтобы помочь семье — матери и сестре Анне.
В 1896 году Корчак опубликовал в юмористическом еженедельнике «Шипы» (Kolce) юмореску «Гордиев узел» (Węzeł gordyjski), которая стала его литературным дебютом и началом его карьеры в публицистике. В 1898 году он получил аттестат зрелости и поступил на медицинский факультет Императорского варшавского университета. Одновременно Корчак продолжал литературную деятельность: писал статьи и рецензии в еженедельнике «Шипы», сотрудничал с другими журналами. Во время учебы в университете Корчак написал первый роман — «Дети улицы» (Dzieci ulicy), который был опубликован в 1901 году. В это же время он работал в детской библиотеке. В 1900-1915 гг. Корчак был активным участником Общества летних лагерей. Учась на последнем курсе, он начал работать в летних лагерях: в 1904 и 1907 году он был нанят на работу воспитателем еврейских детей в доме отдыха «Михалувка», а позже работал воспитателем в летнем лагере для христианских юношей. Это дало Корчаку опыт и основу для последующей педагогической работы. После работы в детских лагерях появились также две книги: «Моськи, Иоськи и Срули» (Mośki, Joski, Srule, издана в 1910 г.), и «Юзьки, Яськи и Франки» (Józki, Jaśki i Franki, издана в 1911 г.).
В марте 1905 года Генрик Гольдшмидт получил диплом врача и начал работу в детской еврейской больнице им. Берсонов и Бауманов в Варшаве. В 1905-1906 гг., во время русско-японской войны, он был мобилизован как военный врач.
Корчак год жил в Берлине (1907-1908) и полгода в Париже (1910), где слушал доклады по педагогике и педиатрии. Пользуясь возможностью, он осматривал детские больницы и образовательные заведения. В 1910 или в 1911 году провел месяц в Лондоне, навещая школы и приюты. Именно он принял решение не заводить семью и окончательно посвятить себя работе с детьми.
«Дом сирот» и деятельность межвоенного периода
В 1912 году Корчак навсегда прекратил работу в больнице и под опекой общества «Помощь для сирот» основал «Дом сирот» для еврейских детей. Там он работал вместе со Стефанией Вильчинской, которая помогала ему внедрять новые авторские педагогические концепции и занималась развитием заведения. «Дом сирот» стал для Корчака местом ежедневных глубоких наблюдений за психофизическим развитием ребенка. Там рождались новаторские идеи, такие как детский сейм, суд, газета и нотариат.
В 1914 году Корчак был призван в армию: сначала главным врачом военного госпиталя на Украине, затем стал врачом-педиатром в приюте для украинских детей под Киевом. В Киеве он познакомился с Марией (Мариной) Фальской, с которой потом сотрудничал. Во время войны он также написал одну из своих самых важных книг «Ребенок в семье» (Dziecko w rodzinie) — первую часть тетралогии «Как любить ребенка» (Jak kochać dziecko), которая была издана в 1919 году (весь цикл в 1920 г.). После возвращения в Варшаву (1918) Корчак продолжил работать в «Доме сирот».
С ноября 1919 года Корчак был тесно связан с недавно открытым «Нашим Домом», которым руководила Мария Фальская. Он регулярно посещал «Наш Дом» как врач и педагог. В 1928 году «Наш Дом» переехал в варшавский район Беляны, но Корчак по прежнему поддерживал контакт с этой организацией.
В 1926 году Корчак начал издавать экспериментальный еженедельник для детей и молодежи «Малое обозрение» ( Mały Przegląd), как приложение к ежедневнику «Наше обозрение» (Nasz Przegląd). Журнал почти полностью создавался «детьми и для детей». Корчак оставался его главным редактором до 1930 года, а затем передал эту должность Игорю Неверли. Последний номер «Малого обозрения» вышел в пятницу, 1 сентября 1939 года.
В 20-е годы Корчак начал сотрудничать с учреждениями подготовки учителей и воспитателей, в том числе с Государственной семинарией для учителей еврейского вероисповедования, а также с училищем общественно-просветительной работы. Особенно тесно Корчак был связан с Государственным институтом специальной педагогики.
В 1932 году Корчак съехал из «Дома сирот» и стал жить вместе с сестрой. В это время он взял на себя и другие обязанности: работал экспертом по вопросам детей в варшавском Окружном суде и секретарем-референтом в Кассе больных. С конца 1934 года работал на Польском Радио. Под псевдонимом Старый Доктор он выступал в оригинальных по форме и содержанию передачах для детей. Сотрудничал также со многими журналами, в том числе «Рабочий» (Robotnik), «Социальная опека» (Opieka Społeczna), а также с изданиями на иврите (Olami, Olami Hakatan, Hechaluc Hacair, Dos Kind).
Корчак дважды ездил в Палестину (в 1934 и 1936 году), где наблюдал за тем, как проходит педагогическая работа в кибуцах.
Вторая мировая война и смерть в Треблинке
В первые дни войны вместе с воспитателями и коллегами Корчак круглосуточно дежурил в «Доме сирот». В сентябре 1939 года он в последний раз выступил в Польском Радио, где призывал к спокойствию. С самого начала оккупации он непрерывно старался получить поддержку для своего заведения. Летом 1940 года Корчаку удалось выехать с детьми в летний лагерь в пригороде Варшавы. Осенью 1940 года «Дом сирот», как еврейское заведение, приказом оккупационной администрации был перенесен на территорию гетто, в здание купеческой гимназии им. Марии и Юзефа Росслеров, а Корчак на некоторое время был арестован за то, что не носил обязательную для евреев повязку со звездой Давида.
В октябре 1941 года «Дом сирот» в очередной раз вынужден был переехать, на этот раз в часть помещений, принадлежащих Обществу сотрудников торговли. Корчак постоянно боролся за финансовые средства на содержание детей, но прежде всего старался, чтобы, несмотря на безнадежное положение, жизнь в «Доме сирот» проходила в довоенным ритме. В начале 1942 года Корчак официально взял на себя обязанность заботиться еще об одном заведении для детей — Главном детском приюте, который находился в ужасающем положении, а с мая того же года начал писать «Дневник» (Pamiętnik), в котором подробно описывал трагическую картину гитлеровской оккупации.
Корчак сознательно отклонил все предложения вывезти его из гетто и спрятать на «арийской стороне», а в день депортации детей, утром 5 августа 1942 года, отказался покинуть детей и сотрудников «Дома сирот». Последний поход Корчака и детей на Умшлагплац, откуда евреев размещали в поезда, вошел в легенду. Он подтвержден многими воспоминаниями и рассказами (не всегда связными и достоверными), но до сих пор остается неким мифом. И все же суть этой легенды отображает неоспоримую правду о Корчаке как о безупречном моральном авторитете.
Избранные произведения Януша Корчака:
«Дети улицы» (Dzieci ulicy), 1901
«Глупости» (Koszałki opałki), Варшава 1905
«Дитя гостиной» (Dziecko salonu), Варшава 1906
«Школа жизни» (Szkoła życia) опубликовано в журнале «Общество», 1908
«Моськи, Иоськи и Срули» (Mośki, Joski i Srule), 1910
«Юзьки, Яськи и Франки» (Józki, Jaśki i Franki), 1911
«Слава» (Sława) (рассказы), 1912
«Бобо» (Bobo), «Исповедь мотылька» (Spowiedź motyla), «Роковая неделя» (Feralny tydzień), 1914
«Воспитательные моменты» (Momenty wychowawcze), 1919
«Как любить ребенка» (Jak kochać dziecko), т. 1, 1920
«Как любить ребенка» (Jak kochać dziecko), т. 2, 1921
«О школьной газете» (O gazetce szkolnej), 1921
«Наедине с Господом Богом» («Молитвы тех, кто не молится») Sam na sam z Bogiem (Modlitwy ludzi, którzy się nie modlą), 1922
«Когда я снова стану маленьким» (Kiedy znów będę mały), 1925
«Джек-кооператор» (Bankructwo małego Dżeka), 1926
«Король Матиуш первый» (Król Maciuś Pierwszy), 1928
«Право ребенка на уважение» (Prawo dziecka do szacunku), 1929
«Правила жизни» (Prawidła życia), 1930
«Сенат безумцев» (Senat szaleńców), 1930
«Король Матиуш на необитаемом острове» (Król Maciuś na wyspie bezludnej), 1931
«Кайтусь-чародей» (Kajtuś Czarodziej), 1934
«Упрямый мальчик» (Uparty chłopiec), о Луи Пастере, 1938
«Люди хорошие» (Ludzie są dobrzy), 1938
«Три экспедиции Хершка» (Trzy wyprawy Herszka), 1938
«Размышления» (Refleksje), 1938
«Шутливая педагогика» (Pedagogika żartobliwa), 1939
Большинство произведений Корчака можно найти в интернете на сайте Polona.pl.
Автор: Агнешка Витковская (Корчакианум), декабрь 2011
Сайт: https://culture.pl/ru/artist/yanush-korchak