В апреле в Ломоносовской гимназии состоялись межрегиональные педагогические чтения. Гостями события стали 167 педагогов из Карелии, Великого Новгорода, Орла, Томска, Перми и Ярославля. В этот раз чтения посвятили наследию Константина Ушинского – основоположника отечественной психолого-педагогической науки и практики, которому в этом году исполнилось 200 лет со дня рождения.
Выступления на конференции представили специалисты учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования, преподаватели, аспиранты и студенты психолого-педагогического и педагогического направлений профессиональной подготовки в высшем и средне-профессиональном образовании.
- Заявки на презентацию и публикации подали 49 педагогов, из них подготовили статьи или тезисы по теме выступлений 32 автора 27 публикаций. Материализованным результатом педагогических чтений станет сборник научно-практических материалов, - делится д.п.н., старший методист МАОУ ДПО "Центр развития образования" Зинаида Ефлова.
На первом пленарном заседании были заслушаны три основных доклада докторов педагогических наук, представивших разные научные школы и различные подходы к изучению наследия К.Д. Ушинского.
- Т.А. Бабакова проанализировала и систематизировала сочинения и вклад учёного в педагогическую науку и практику, предложила авторскую классификацию его идей (системный подход).
- Р.М. Шерайзина рассмотрела работы педагога через призму актуального сегодня непрерывного образования, акцентировав внимание на традициях и инновациях отечественной науки и практики образования (историко-педагогический и контекстный подходы).
- Г.Е. Котькова избрала и изложила свою позицию в фокусе воспитания и социализации ребёнка (социально-педагогический и социокультурный подходы).
Методисты Центра развития образования проявили себя в качестве ведущих (некоторые впервые попробовали эту роль) и представили собственные выступления-обобщения-размышления в ракурсе идей Ушинского – тематики педагогических чтений и в связи с вопросами и проблемами развития муниципальной системы образования.
- На итоговом пленарном заседании ведущие подвели итоги работы секций, дав довольно высокую оценку выступлениям участников, также они внесли предложения о совершенствовании содержания и форм повышения квалификации педагогов внутри муниципальной системы образования. В частности, прозвучало предложение о продолжении работы в формате педагогических чтений: сделать чтения ежегодными и посвящать их признанным и известным педагогам прошлого и настоящего. В общем, пора достать с книжных полок библиотек и читать-читать-читать педагогическую литературу! - уверена старший методист Центра развития образования Петрозаводска Зинаида Борисовна Ефлова.
На пяти секциях участниками Педагогических чтений были заслушаны 39 докладов в очном и онлайн-форматах. Выступающих на секциях – 41 человек.
- Тематика представленных работ достаточно разнообразна. Содержательность докладов, глубина осмысления изученных проблем педагогами была достаточно убедительна, - делится впечатлениями директор Центра развития образования Любовь Викторовна Иконникова. - Лишь немногие отдельные выступления носили поверхностный характер и требовали более тщательной подготовки. Практически все статьи носили не только теоретический характер, но и отражали проверенный опыт педагогической работы самого автора или опыта группы других педагогов.
- На секции "Методология" обсуждались вопросы методологической преемственности педагогического наследия К.Д. Ушинского в становлении и развитии современной системы образования, методологии преподавания и анализа визуальных источников на уроках истории согласно принципу наглядности К.Д. Ушинского, формирования у детей дошкольного возраста представлений о культуре, традициях и быте родной земли посредством использования музейной педагогики в ДОУ. Всего было представлено шесть докладов.
- На секции "Дидактика" для обсуждения были представлены размышления о дидактических взглядах Ушинского современному учителю, вопросы использования дидактических принципов К.Д. Ушинского в системе проектной деятельности начальной школы, образовательных технологий продуктивного чтения, способов альтернативной коммуникации в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, конкурсное движение школьников как поддержка одарённых детей и молодежи г. Петрозаводска. Было представлено девять докладов.
- Кластер "Воспитание" вызвала наибольший интерес у участников Педагогических чтений, на секции было представлено 11 докладов; обсуждались вопросы организации деятельности советника по воспитанию в школе в контексте современных идей воспитания, основанных на идеях педагогического наследия К.Д. Ушинского, актуального прочтения наследия К.Д. Ушинского о воспитании: предтечи и метаморфозы, построение системы воспитания в СПО: традиции и современность; успешные практики МСО.
- На секции "Школоведение" участники обсудили особенности гуманизации образовательной среды в системе довузовского военного образования, роль управляющего совета в системе взаимодействия педагогов, родителей, учащихся и администрации школы, ретроспективный взгляд на организацию жизнедеятельности современного образовательного учреждения и др. Всего было представлено шесть докладов.
- Секция "Учительство и наставничество" была посвящена вопросам наставничества в дошкольных и общеобразовательных организациях, представлены опыт участия учреждений в Российской психолого-педагогической олимпиаде школьников им. К.Д. Ушинского, приёмы использования наследия К.Д. Ушинского в допрофессиональной педагогической подготовке школьников, система поддержки начинающих педагогов в Петрозаводске, обсуждались вопросыпедагогической деятельности: новые ценности и переориентация. Представлено семь докладов.
По итогам педагогических чтений участники, представившие доклады, отмечены в приказе МАУ ДПО ЦРО "О предоставлении педагогического опыта", все слушатели получили сертификаты участников межрегиональных педагогических чтений.
- Очевидно одно: сейчас, когда Россия нацелена на построение суверенного государства с самобытной уникальной системой образования, когда пересматриваются недавние ориентации на развитие образования по "мировым образцам" глобализации, наступило время возвращения к истокам отечественной педагогической науки, к гуманистическим трудам общечеловеческого значения лучших педагогических умов нашей страны и зарубежья. - уверена Зинаида Ефлова, материал которой, посвященный педчтениям, можно будет прочесть в свежем номере "Столичного образования".
Педагоги Ломоносовской гимназии провели экспресс-рефлексию мероприятия, познакомили таким образом с оперативной рефлексивной технологией на основе применения современных технических средств (QR-код). К моменту завершения чтений они обнародовали её результаты: все 45 участников опроса положительно оценили состоявшееся событие, две трети из них высказали намерение применить возникшие идеи и предложения в своей профессиональной деятельности. Отрицательных мнений публично не прозвучало.
По информации и фото пресс-службы ЦРО