Муниципальное автономное учреждение дополнительного профессионального
образования Петрозаводского городского округа
«Центр развития образования»

Адрес: г. Петрозаводск, Краснофлотская, 31
Телефон: 8 (8142) 70-52-11
Эл. почта: 
inform@dpocro.ru

Информация для родителей

Что такое ПМПК и надо ли её бояться?

«Моего ребёнка отправляют на ПМПК. Но мы не пойдём! Ни за что!», «Школьный консилиум давно рекомендовал родителям обратиться с ребёнком в ПМПК, но они этого так и не сделали» — такие заявления можно услышать достаточно часто.

Не секрет, что детей с проблемами в учёбе, поведении, развитии с каждым годом становится всё больше и больше (к большому сожалению). Однако далеко не все они приходят за помощью — к врачам, педагогам, в психолого-медико-педагогическую комиссию, т.е. к тем, кто помог бы им найти решение наболевших вопросов. Почему так происходит? Попробуем разобраться.

Как правило, родители отказываются от посещения ПМПК по той причине, что плохо понимают, что это такое, чем это может быть полезно и чем может «грозить». И их можно понять, потому что то, о чём мало информации, всегда тревожит. Посудите сами: мы очень переживаем, когда нам предстоит какая-то медицинская процедура, которую мы раньше не проходили, или экзамен. И если бы мы точно знали, что конкретно будет делать врач, или какой именно билет попадётся на экзамене, мы бы волновались не так сильно, и шли бы туда с большей охотой и с меньшими опасениями, так ведь? Значит, чтобы родители всё же прислушались к совету сходить на обследование в ПМПК, им нужна как можно более полная и достоверная информация о самой комиссии и о процедуре обследования.

Расскажу об этом подробнее, и предлагаю остановиться на следующих пунктах:

  • Что такое ПМПК и для чего она нужна?
  • Кого могут направить на ПМПК?
  • Как проходит обследование?
  • Как подготовиться к комиссии?
  • Как себя вести во время обследования вашего ребёнка на ПМПК?
  • Что делать после комиссии?

Итак, ПМПК — это психолого-медико-педагогическая комиссия, т.е. организация, в состав которой входят специалисты медицинского, педагогического и психологического профиля (как правило, это учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, социальный педагог, врач-невролог и врач-психиатр;, иногда и ряд других специалистов — воспитатель, педагог начальных классов, например). Основная задача комиссии — выявить причины проблем в обучении ребёнка и рекомендовать ему образовательную программу, которую он сможет успешно освоить, а также дать рекомендации по преодолению или облегчению тех трудностей, которые у него есть (в учёбе, поведении, взаимоотношениях, здоровье, развитии).

На ПМПК направляют не всех детей, не любого из них, не «тупых» и не «психов». И если вашему ребёнку рекомендуют пройти комиссию, а вы говорите, что у вас нормальный ребёнок, то вы абсолютно правы. Любой любящий родитель именно так и считает, и это правильно! Просто часто бывает, что некоторым детям (возможно, ваш — как раз в их числе) нужна особая поддержка (педагогическая, психологическая, медицинская), без которой им очень трудно в школе, да и в жизни.

Нарушения только в поведении не являются основанием для направления ребёнка на комиссию. Для этого должны быть более веские причины, связанные с качеством освоения программного материала. Опираясь на свой опыт, могу сказать, что, к сожалению, многие родители не видят проблем в учёбе ребёнка (и это не всегда их вина, это может быть связано с тем, что сейчас очень сильно изменилась программа обучения, требования к ученику и прочее). Если вы хотите понять, не зря ли вас настойчиво направляют на ПМПК, попробуйте самостоятельно проанализировать хотя бы тетрадки вашего ребёнка, ответив для себя на такие вопросы (естественно, в зависимости от того, в каком классе он учится):

  1. Много ли орфографических ошибок (т. е. ошибок «на правила»)? Есть ли ошибки, связанные с неправильным написанием букв, цифр («зеркальное» написание, замены похожих букв (а-о, б-д, п-т, м-л, и-ш и т.д.) или букв, обозначающих похожие звуки (б-п, д-т, в-ф, о-ё, у-ю))? Встречаются ли ошибки, связанные с простыми правилами: жи-ши, ча-ща, чу-щу? Не забывает ли ребёнок, как пишется та или иная буква или цифра? Не пишет ли он предлоги со словами слитно? Не соединяет ли несколько слов в одно? Правильно ли согласует слова в предложении в роде, числе, падеже? Может ли самостоятельно сделать разбор слова или предложения?
  2. Сколько в тетрадках работ, которые он сделал совершенно самостоятельно, без подсказок? Какое их качество?
  3. Как считает ребёнок — в уме, по пальцам, по линейке? В пределах 10, 20, 100 или 1000? Знает ли таблицу умножения и насколько хорошо? Может ли самостоятельно решить задачу?
  4. Как читает ребёнок — по буквам, по слогам или целыми словами? Часто ли допускает ошибки при чтении? Насколько хорошо понимает прочитанное? Может ли сам связно пересказать то, что прочитал?
  5. Во сколько лет ребёнок пошёл в первый класс — было ли ему 7 лет на момент поступления в школу? Насколько он был готов к началу школьного обучения? Не говорили ли педагоги, что ему рановато учиться?

Чтобы более объективно оценить школьные умения и навыки Вашего ребёнка, рекомендую поприсутствовать на уроках по основным предметам, сравнить ответы своего ребёнка с ответами других детей. Кроме того, это поможет Вам понять требования программы.

Ещё рекомендую сходить с ребёнком на консультацию к детскому врачу-психиатру или хотя бы к неврологу (невропатологу) и спросить их совета — стоит ли идти на комиссию, т.к. многие физиологические причины (например, ММД — минимальные мозговые дисфункции, или СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности) тоже могут мешать успешному обучению в школе. К слову, эти проблемы — вполне решаемы, и, если их не запускать, то можно преодолеть уже к концу 4-ого класса.

Что представляет собой диагностическая процедура на ПМПК? Как правило, обследование ребёнка проходит в виде беседы, в ходе которой ему предлагается ответить на ряд вопросов и выполнить ряд заданий разнообразного характера: сложить из частей картинку или фигуру, запомнить определённое количество слов или изображений, разложить последовательно несколько картинок с единым сюжетом и так далее; а также выполнить несложные задания из школьной программы. Т.е. задания, которые на комиссии предлагаются ребёнку, касаются не только школьных знаний и умений. В большей степени они носят психологический характер, потому что успешность ученика в школе как раз напрямую и зависит от того, насколько хорошо развиты у него психические процессы — память, внимание, речь, восприятие, мышление. Вся беседа обычно занимает от 30 до 50 минут в зависимости от возраста ребёнка и его индивидуальных особенностей. Родители обязательно присутствуют на диагностике, но не вмешиваются в её ход, а только наблюдают. В ходе обследования ведётся протокол, в который заносятся ответы ребёнка, а также краткие выводы по каждому из проверяемых показателей.

После заполнения всех документов специалисты комиссии озвучивают для родителей рекомендации по дальнейшему обучению ребёнка, по оказанию ему необходимой психологической, педагогической, медицинской помощи.

Как же подготовиться к комиссии? Нет никакого смысла пытаться найти вопросы, которые могут быть заданы во время обследования, и заучивать с ребёнком ответы на них. Во-первых, никто не может сказать точно, какие именно вопросы зададут или какие задания предложат выполнить каждому конкретному ребёнку (это зависит от его индивидуальных особенностей, от возраста, уровня развития и пр.). А во-вторых,усиленная предварительная подготовка может сильно исказить реальную картину дел у ребёнка, а значит, заключение специалистов и их рекомендации могут оказаться неподходящими, не соответствующими действительности и бесполезными. Вы ведь, когда идёте к врачу, не скрываете симптомов заболевания, т.к. понимаете, что иначе лечение будет неправильным.

Конечно, обследование на ПМПК — это в какой-то мере стресс, но только от вас, родителей, от того, как вы настроите ребёнка, что ему скажете, зависит, насколько сильным этот стресс будет. По опыту могу сказать, что дети больше всего нервничают и переживают тогда, когда родители им говорят о большой важности этого, увещевают, что нужно обязательно отвечать правильно, что от ответов ребёнка многое зависит и т.п. Поэтому — запомните: «строжить» (заранее ругать) ребёнка однозначно не стоит; это только повысит уровень его тревожности, а следовательно, может блокировать мыслительные процессы, и тогда ребёнок просто замкнётся. Соответственно, хороших результатов тогда точно не будет. Пожалуй, скажу даже так: ни в коем случае нельзя ругать дочь или сына ни до, ни после комиссии, какой бы результат они ни показали!!! Потому что от воли и желания ребёнка это не зависит!!! Ругать нужно только себя: как правило, это именно родительские ошибки, невнимание к собственным детям приводят ребят к неуспешности.

Поэтому, если Вы решите сходить на ПМПК, то лучше сказать своему ребёнку примерно следующее: «Мы с тобой сходим на комиссию, там тебе будут задавать разные вопросы, показывать разные интересные картинки и давать задания. Ты отвечай так, как знаешь. Если не знаешь, как ответить на вопрос, то так и скажи — не знаю. В этом нет ничего страшного, потому что не бывает людей, которые могут ответить на все вопросы. Я, например, тоже не всегда могу это сделать. И знай: как бы ты ни отвечал, я всё равно тебя очень сильно люблю, и ты для меня — самый лучший». И после обследования непременно похвалите ребёнка: он сейчас работал так напряжённо, как, возможно, не работал очень давно.

Как вести себя на ПМПК? Вообще, повторюсь, комиссия нужна не для того, чтобы детей наказать или куда-то «отправить», а для того, чтобы помочь, определить те условия, которые будут способствовать успешному обучению ребёнка (образовательная программа — главное из этих условий). Поэтому «защищать» ребёнка от кого-то на комиссии, «оправдывать» его нет необходимости: специалисты и так изначально на его стороне. Кроме того, как правило, специалисты, работающие в ПМПК, имеют значительный опыт общения с детьми, и обязательно делают скидку ещё и на естественное волнение ребёнка.

Вам нужно будет, присутствуя при обследовании вашего сына или дочери, просто молча наблюдать за всем происходящим, не подсказывая, не перебивая, не вмешиваясь, не охая и не ахая. И, естественно, совершенно недопустим ваш смех в случае нелепых ответов ребёнка, так как это может сбить его с мысли и привести к обиде, а иногда — и к отказу отвечать дальше. Просто «мотайте на ус», какие упущения есть и над чем вам с вашим чадом нужно поработать.

Чем может «грозить» ребёнку и его родителям обращение в ПМПК? Тем, что могут подтвердиться опасения, касающиеся развития ребёнка. Тем, что будут вслух названы существующие проблемы. Тем, что придётся искать решение этих проблем и предпринимать для этого какие-то конкретные действия, прикладывать моральные, интеллектуальные и физические усилия (а бывает, и материальные).

Иногда можно услышать: «Вот пока мы не сходили на эту комиссию, у нас всё было хорошо!» Позвольте на это возразить: нет, хорошо не было, иначе бы никто ребёнка на ПМПК не отправлял. Комиссия не могла создать тех проблем, которых не было, она могла только выявить, поднять на поверхность те, которые уже существовали, но на которые раньше не обращали внимание, закрывали глаза, старались не замечать или прятали поглубже. Так что после обследования на ПМПК стоит посмотреть на ситуацию реально и, наконец, начать что-то делать для того, чтобы ребёнку было легче. Тем более, что пути решения уже показаны.

Конечно, часто родители всё равно испытывают огромную тревогу и сомнения по поводу обращения в ПМПК, несмотря на то, что вся информация и документация комиссии строго конфиденциальна и передаче третьим лицам не подлежит. В этом случае каждая семья может вначале прийти на консультацию (в том числе анонимную), а уже затем решать вопрос о необходимости и целесообразности психолого-педагогического обследования.

Итак, после прохождения комиссии действия родителей могут быть следующие. Сначала необходимо спокойно обдумать данные вам рекомендации и прикинуть все варианты: как ситуация может сложиться дальше и в том случае, если вы согласитесь с советами, и в противоположном.

Если вы согласны с выводами ПМПК, то тогда нужно решить, будете ли вы переводить ребёнка в другую школу (другой класс), или же он останется там, где и был, но его станут обучать по другой программе. Копию документа, выданного ПМПК вам на руки, необходимо будет предоставить в ту образовательную организацию, в которой ваш ребёнок будет продолжать обучение.

Если же вы не согласны с рекомендациями комиссии, то тогда заключение ПМПК никому и никуда показывать не надо, и пусть всё остаётся так, как было, без изменений.

Подчеркну особо — комиссия даёт рекомендации, а не приказы к исполнению. То есть право и обязанность родителей — хорошенько обдумав и взвесив все «за» и «против», самостоятельно решать: выполнять то, что было рекомендовано, или нет. Однако мамам и папам (или другим законным представителям) стоит помнить, что ответственность за это решение, а значит, и за дальнейшую судьбу ребёнка, также лежит только на них

Педагог-психолог ТПМПК Елена Михайловна Белоусова

Наверх